Тема 14. Бытие человека как проблема философии

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

Вы точно человек?

В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы.

Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества. Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией.

Однако, поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, так как истинную философию страха следует искать именно у этих авторов.

Экзистенциальная психология страха в произведениях Чехова . иных философских тезисов (этим Чехов наделяет многих своих героев) и не в 1 Ганзен-Кожевникова М. П. И. А. Гончаров. Переписка с П. Г.

В связи с этим в обществе родилось огромное количество версий того, как будет проходить этот судьбоносный для человечества день. Но если рассмотреть хотя бы несколько вариантов исхода этого события, которые были распространены в обществе, то можно заметить, что почти каждая версия по своему описанию вселяет страх в человеческие сердца. Именно о нём и пойдёт речь далее. Высота, темнота, замкнутое пространство, глубина — ассоциации страха. Они есть у каждого из нас и проявляются по-разному, но ведь что-то должно их объединять?

Возможно, ответ скрывается в определении страха. Но почему мы опасаемся чего-либо? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть, от чего зависит страх, что он ограничивает, на что влияет и нужен ли он человеку. Как установили ученые из университета Упсалы Швеция большое влияние на страх оказывает память. Они провели эксперимент, который показал, что из человеческой памяти можно стирать кратковременные воспоминания. Но в течение некоторого времени воспоминания остаются нестабильными.

страхову принадлежит целый ряд крупных переводов: Шопенгауэром сближает его с Л. Николай Николаевич страхов русский философ, критик, публицист родился 24 января года. В число самых значительных работ входят книги:

Волхонка, 14) Секретарь: доц. каф. философии МГМСУ Аверкина Елена Ивановна. Кожевникова Ю.А., Лязина Л.В. (Уфа) Проблема формирования ценности . Мухина С.А. (Самара) Философия страха.

Саратов Ромащенко Мария Александровна научный руководитель, научный руководитель, доц. Саратовского государственного технического университета имени Ю. Саратов Страх это одно из состояний человеческого существа, которое, с одной стороны, обнаруживает его природную, звериную сущность, а, с другой, раскрывает уникальные черты человеческой личности.

В отличии от животных, человек научился объективировать свой страх, заключая его в обряды, ритуалы и обычаи. Однако страх не исчез в культуре, а скорее наоборот приобрел новые черты и особенности, стал уже не просто животным, но истинно человеческим страхом. Сегодня можно говорить о различных компонентах страха, присущего человеку. Разные науки изучают феномен страха, выделяя его специфические черты. Например, такая наука как психология много говорит о страхе и методах борьбы с ним. Она видит в страхе реакцию на угрозу индивида, расценивает страх как эмоциональное состояние.

Именно поэтому психология старается обнаружить техники уничтожения страха, его преодоления, расценивая его в качестве дискомфортного психического состояния. В этом смысле феномен страха, по мнению психологической науки, деструктивен для человеческой личности. Иначе рассматривает феномен страха философия. Страх, в этом случае, играет скорее конструктивную роль, он помогает осознать несовершенство мира и человеческого существа. Страх представляется философу как глубинное состояние, определяющее формирование человеческой личности.

Бердяев Н.А. Обскурантизм. Журнал"Путь" № 13

Теоретико-методологические принципы исследования явления страха. Рассмотрение психических состояний на основе принципа целостности. Определение страха на основе принципа взаимосвязи.

Кожевникова, Магдалена. Гибриды и химеры челове- ка и животного: себе чуждость и страх смерти, но в то же время они очаровывают, т. к. обеща-.

Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. На основании выше сказанного приходим к выводу, что исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества.

Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией. Но при этом , поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, учитывая, что истинную философию страха следует искать именно у этих авторов.

Дело в том, что между древними и современными текстами, посвященными явлению страха, есть одно общее существенное различие: Перестав рассматривать чувство как тип внутреннего толкования, не-рационального и более или менее адекватного внешним событиям, современная мысль пытается, особенно начиная с Хайдеггера, понять чувство как способ бытия человека. И, в частности, как такой способ бытия, благодаря которой человек поддерживает или восстанавливает свою связь с совокупностью всего, что есть, связь, без конца компрометируемую мыслью по крайней мере, мыслью не философской и действием, которые могут достичь своей общей цели лишь путем дробления и деления на части.

Человек может думать лишь о том или о другом, он может делать только то или это. Думать обо всем или делать все сразу — это бессмыслица, однако философия как мысль о бытии в целом выделяется особо. Как бы то ни было, структура человеческого бытия такова, что в любой момент, неизбежно, оно есть - . Данный способ бытия по отношению ко всему, говорящему мне хотя и скрыто, а не познавательно , где я есть относительно тотальности бытия, есть чувство.

Поразмыслим, к примеру , над тем, что такое радость.

В.А. Кожевников

Чтобы продолжить, подтвердите, что вы не робот. Мы заметили странную активность с вашего компьютера. Возможно, мы ошиблись, и эта активность идёт не от вас. В таком случае, подтвердите , что вы не робот и продолжайте пользоваться нашим сайтом.

Страх это одно из состояний человеческого существа, которое, с одной стороны, обнаруживает его природную, звериную сущность, а, с другой.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. . : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества. Не случайно сегодня не уменьшается интерес к страху и тревоге. Философы, социологи, политологи, психологи продолжают изучать новые стороны этих эмоциональных явлений. Выходят в свет не только научные исследования, но и практические методики преодоления страха и тревоги.

«Учитель наедине с собой»

Как и Ницше, Достоевский пытался понять, как может жить человек, усомнившийся в существовании Бога и в своей зависимости от Бога. Однако в отличие от однозначной и радикальной позиции Ницше Достоевский выбрал более сложный, более трагичный и поэтому более реалистичный ответ. Человек не может уже сейчас стать Абсолютом, но не может остаться и в рамках старого его понимания он обречен на вечные поиски Абсолюта.

Все сказанное непосредственно относится к Ивану Ильину.

Французский философ русского происхождения (Кожевников, Александр труд Раба. Без страха и принуждения человек не обращается к труду.

Секретные материалы : . Он полагает, что все началось с боязни грозы. Важно, что причиной страха являются не другие индивидуумы, а, скорее, то, чему в равной степени подвержены все индивидуумы. Когда все индивидуумы в страхе прячутся от грозы, они понимают, что боятся одного и того же, и таким образом возникает общий эталон, который может послужить отправной точкой для появления сообщества. Другую модель мы можем найти у Никколо Макиавелли и Томаса Гоббса.

Страх, описанный Вико, является общим страхом, в то время как в моделях Макиавелли и Гоббса преобладает взаимный страх, т. Однако страх, который индивидуумы испытывают друг к другу, становится потенциальным средством для создания социального сообщества. Как Макиавелли, так и Гоббс считают, что тот, кто управляет устрашением общества, в сущности, полностью управляет этим обществом. Они оба считают, что страх насилия создает основу человеческого общества.

Как избавиться от страха и волнения